31.10.2012
Вся правда о сетевом маркетинге в Украине
Сегодня Украина буквально заполнена разной косметикой типа "Mary Kаy", "Avon", "Oriflame", "Faberlic", биологически-активными добавками "Гербалайф", бытовыми товарами "AmWay" и пр. Представители подобных фирм на каждом шагу пытаются схватить нас за руку, затащить в полутемное подвальное помещение и подписать "договор"
После чего мы как бы становимся полноправными "независимыми предпринимателями" со "стабильным высоким заработком в кратчайшие сроки". Наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни попадался в такую ловушку.Но действительно ли сбываются эти обещания? Каков правовой статус таких фирм? Какова природа договора, который заключается с так называемыми "дистрибьюторами", и каковы последствия неисполнения такого договора? Как оценивать правоотношения, складывающиеся между структурами внутри такой фирмы, между дистрибьютором и конечным покупателем? Кто владелец, и какими правоотношениями связан он с дистрибьюторами: трудовыми или гражданско-правовыми? Как уплачиваются налоги с такого вида бизнеса? Каковы гарантии охраны прав "конечных" потребителей? Эти и еще много других нерешенных законодательно проблем возникают в процессе деятельности фирм, работающих по принципу "сетевого маркетинга" (multilevel marketing - МLM).МLM впервые возник в США в 1934 году с момента создания фирмы Nutrilite Products, переименованной в 1959 году в компанию AmWay, известную теперь во всем мире. Девиз подобных фирм - "никаких издержек на рекламу (поскольку МLM работает по принципу "из уст в уста") и минимум налогов!". МLM часто путают с финансовыми пирамидами, но, в отличие от последних, МLM - узаконен во многих странах. К примеру, сегодня в США стратегию МLM использую такие известные торговые марки, как Coca-Cola, Colgate, Gillette, Visa, Lipton, Ford, Canon, Xerox и др.В Украине действует следующий способ распространения товаров через систему МLM: человек привлекается в бизнес так называемым "консультантом" (заполняет анкету, "подписываясь" под другого человека, что и называется "структурой", платит за это определенную сумму денег и получает дисконт), после чего у него появляются следующие варианты поведения: 1) покупать товары со скидкой для себя и семьи (при чем часто нужно сделать покупку на определенную сумму в течении определенного периода, иначе такая скидка "сгорает"); 2) заниматься прямыми продажами "конечному" покупателю, который не имеет такой скидки (а чаще даже и не догадывается о ее существовании), по цене каталога (которая, как правило на 20-60% выше чем цена закупки); 3) строить собственную "структуру" (о которой речь пойдет чуть позже).Здесь возникает много вопросов. К примеру, будет ли считаться анкета, которую заполняет лицо при "посвящении" в бизнес, договором? И если да, то каким: франчайзинга (когда лицо покупает право пользования торговой маркой с целью распространения продукции и получения прибыли)? Или просто договором купли-продажи дисконтной карточки (ведь лицо может пользоваться продукцией просто для себя, без дальнейших перепродаж)? Или, возможно, трудовым договором, ведь многие люди считают подобный бизнес основным местом работы?Если считать, что стороны подписывают договор франчайзинга (коммерческой концессии, или скорее даже субконцессии - ведь часто такой договор подписывает лицо, которое является далеко не первым в "структуре"), то согласно статьям 367, 368 Хозяйственного кодекса Украины и статей 1118, 1119 Гражданского кодекса Украины такие договора подлежат государственной регистрации, что, понятно, еще ни одна подобная компания не делала! Значит, вариант с договором франчайзинга отпадает. Если это договор купли-продажи, то как расценивать возможность дальнейшего "продвижения" товара каждым отдельным членом "структуры": предпринимательской деятельностью? Нет, поскольку субъектом хозяйствования согласно ст. 1 Закона Украины "О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности" может быть лишь юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей".Так на каком правовом титуле осуществляется коммерческая деятельность членов "структуры"? Видимо, в этом случае действует правовая презумпция "гражданам позволено все, что прямо не запрещено законом"...Наиболее остро стоит вопрос налогообложения деятельности компаний МLM, ведь обычно фирмы зарегистрированы обществами с ограниченной ответственности, импортерами. Платят один раз положенные налоги: налог на прибыль предприятия, роялти (кстати, касательно роялти, то можно сказать, что уже слушается в суде дело одной из таких компаний - крупного поставщика косметических изделий, но об этом читайте на стр. 12), - и свободны! А страна таким образом утрачивает в год миллиарды гривен потенциальной прибыли!Более того, в процессе журналистского расследования удалось выяснить, что налоговая служба Украины еще не занималась подобными вопросами, а многие налоговики (это также касается и "верхушки" этих госчиновников) вообще не слышали о сетевом маркетинге! Хотя некоторых членов структуры компании МLM, получающих наибольшую прибыль, таки удавалось привлечь к ответственности и попросту заставить зарегистрироваться частным предпринимателем.Возвращаясь к третьему варианту деятельности "консультанта" (построение собственной "структуры"), отметим, что каждая единица товара, кроме цены, имеет еще и определенное количество баллов. Эти баллы засчитываются консультанту на личный счет на протяжении месяца, а также на личный счет "спонсора" - человека, который привел вас в бизнес, от вашего спонсора - к его спонсору и так далее, выше по структуре. В конце месяца баллы суммируются и переводятся в денежный эквивалент. К примеру, минимальное количество баллов в компании "Botega Verde", которое необходимо набрать консультанту для получения бонуса, составляет 250 баллов. Но это виртуальные деньги, которые возможно лишь обменять на товар. Чтобы получить настоящие деньги "на руки" консультант должен получить порядка 4000 баллов, - и получит взамен 500 гривен. Представьте себе, сколько нужно работать, чтобы получить такое количество баллов, ведь, на примере этой фирмы, максимальное количество баллов за единицу продукции - 45, а в среднем это 6-7 баллов! Чтобы начать зарабатывать в таком бизнесе, необходимо вложить в него все свои силы, время и деньги, а также владеть психологическими приемами и отличными коммуникативными навыками! Не верьте, если вам говорят, что этим вы спокойно сможете заниматься в свободное от работы или учебы время.В контексте вышесказанного возникает резонный вопрос - как расценивать такие баллы? Заработной платой? Но ведь тогда нужно осуществлять разные выплаты в соцфонды, в пенсионный фонд, налог на прибыль физлиц пр. Но такая плата нестабильна и напрямую зависит от реализации продукции.Далее, какие отношения возникают между консультантом и его "спонсором"? Трудовые или гражданско-правовые? Если трудовые, то согласно статье 21 Кодекса законов о труде Украины "трудовой договор заключается между работником и владельцем предприятия, организации, или уполномоченным им органом или физическим лицом". Кем в таком случае считать "спонсора" - уполномоченным лицом ООО (о чем речь шла ранее) или физлицом? В последнем варианте договор должен быть зарегистрирован в центре занятости согласно приказу Минтруда и социальной политики № 260 от 8 июня 2001 г.Резюмируя, отметим следующее: Украина должна разобраться, что ей важнее - получение положенных средств в госказну или борьба с безработицей, ведь сетевой маркетинг для людей, действительно подготовленных к этой работе и с твердыми намерениями, - очень хороший вариант. Но в любом случае в законе необходимо детально регламентировать принципы деятельности таких предприятий, их правовой статус и прочее, о чем было сказано выше. Как пример, взять опыт стран США и Канады, которые по данному вопросу имеют очень много нормативно-правовых актов и осуществляют строгий государственный контроль за деятельностью таких компаний. www.rup.com.ua